Илларионова
17.06.2022г.

Илларионова

Ольга
Филипповна

05.01.1927 – 01.08.2006

История солдата

1941-й год… Страшная война оборвала мечты молоденькой Оли, закончившей 6-й класс 9-й средней школы в Новочеркасске. А 1 октября 1941 года началась эвакуация завода № 352, на котором работал слесарем её отец - Филипп Григорьевич. На него была «наложена бронь» и он с семьёй должен был эвакуироваться для работы в тылу. Родители, старшие братья и сёстры дни и ночи грузили на платформы заводские станки и оборудование. А в это время репродукторы сообщали, что враг захватывает и разоряет всё новые города и сёла Родины. И вот от станции Локомотивстрой отправился последний эшелон. Вагоны были переполнены. Семье Васильченко, состоящей из 7 человек, отвели нары в вагоне – «телятнике», в котором они, добирались в уральский город Воткинск.

Три страшные месяца пути врезались в память девочки на всю жизнь. Впервые война вошла в её жизнь под Батайском. Бомбы сыпались на эшелоны, как град. Крики, слёзы, кровь. Тогда мы впервые узнали, что такое смерть. Но эшелоны продолжали идти на север. В Воткинск приехали лишь в январе 1942 года. Город встретил пятидесятиградусными морозами. И можно сказать, людям, приехавшим с юга, было очень трудно. Не хватало тёплой одежды. Разместились в бараках. Все вместе. Спали на двухъярусных нарах. И везде было очень холодно. В столовой – горох и перловка и хлеб по карточкам. 

Воткинский артиллерийский завод № 235 был заложен ещё Петром I и строил корабли. А когда началась война - отливал пушки. «Всё для фронта, всё для Победы!» - таков был девиз рабочих завода, на котором в основном трудились старики, инвалиды, женщины, подростки. С первых дней стали к станкам новочеркассцы, а среди них и семья Ольги: мама – работала стерженщицей в литейном цехе, отец -  слесарем. Он поручился за пятнадцатилетнюю Олю, и она в больших отцовских сапогах, которые носила по очереди с сестрой пришла в цех.

Её приняли на завод под расписку отца ученицей нарезчицей. Училась делать резьбу в стволах орудий. Быстро овладела профессией и вскоре выполняла, и перевыполняла сменные задания, несмотря на тяжелейшие условия труда, полуголодную жизнь и 50-ти градусный мороз в недостроенном цехе. И таких, как Оля Васильченко было не мало. Девушка подросла и спустя время была назначена бригадиром комсомольско-молодёжной бригады завода. Порой засыпали стоя у станков, так ка работали по 12 -15 часов в сутки, без выходных, нередко случались голодные обмороки. А ещё регулярно ходили в военкомат и просились на фронт. Думали, что только там можно отомстить фашистам. Некоторым везло. Их отправляли на фронт. На фронт ушли два старших брата. А Ольге отказывали, говорили, мол врагу можно мстить и в тылу.

И она мстила. Если нужно было срочно выполнить заказ – задерживалась в цехе. Ежедневно давала по 250 % от нормы. А когда очень хотелось есть или в ночной смене спать – девчонки-подростки подбадривали друг друга, как могли. Однажды, заглушая шум цеха, рядом со своим станком Оля услышала: расцветали яблони и груши…. С песней становилось легче, усталость отступала. Все понимали: надо выстоять, стране нужны пушки, танки, катера, снаряды, много снарядов, чтобы победить врага.

А сводки Совинформбюро одна другой не радостнее. В эти моменты, когда на улице светило солнце, люди его не замечали. И когда нашим войскам приходилось оставлять нашу землю, люди ходили хмурые. Приходили в цех, включали станок и полностью погружались в работу, не жалея себя, сил, здоровья. Каждый старался сделать больше стволов для пушек, лафетов, снарядов. Продукцию для фронта делали качественную, брака не было ни у опытных рабочих ни у молодёжи. Наш фронт был здесь, в тылу говорила Ольга Филипповна.  Мы понимали это и работали столько, сколько могли и знали, что продукция, которую выпускаем очень нужна фронту.

Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945».

Горячая линия

телефон для консультаций эксплуатирующей и сервисной организаций при возникновении неисправностей в эксплуатации и при проведении сервисного обслуживания:

8-800-600-09-04