Из воспоминаний ветерана: «В сентябре 1941 года нас всех девятиклассников, молодёжь хутора Раздольный, направили рыть окопы в верховье Дона, Баклановку, Альдабуйск. Рыли противотанковые окопы, а в лесу копали переходные окопы и землянки. Вот там я приняла первый страх войны – нас несколько раз бомбили.
В январе 1942 года мне предложили пойти на курсы трактористов при МПС (в 20-ти километрах от нашего хутора). Я согласилась. Сдала экзамен на отлично и за мной закрепили трактор ЧТЗ.
Так как навыка в работе у меня не было, то было трудно. Ещё когда пахать поле то – ничего, а вот когда пошла уборка… ЧТЗ – сильный трактор, такой сильный, что два комбайна в сцепе тянул и нужно было так внимательно держать расстояние, чтобы не сделать огрехов, а ведь мне было всего семнадцать лет.
В нашем хуторе осталось всего 10 комсомольцев. Работали, докашивали хлеб, свозили скирды, молотили стационаром. Немцы не успели вывезти хлеб – дорог не было, осенью была грязь по колено.
Вечером 13 февраля 1943 года в наш хутор вошли бойцы Красной Армии. А месяц спустя приехал наш бригадир. Начали собирать и свозить поломанные трактора быками. Потом эти трактора отправляли за Волгу. К весне мы своими силами собрали один ЧТЗ, два СТЗ и МПС.
Дали два СТЗ и получилась бригада. Я работала на ЧТЗ, сменщика у меня не было. Трактора были без освещения. Пахали до 12 часов ночи, немножко поспим и дальше работаем. Трудно было.
В 1944 году подросли вчерашние мальчишки, и я сдала свой трактор 15-16-летним «мужикам».
Бывало бригадир говорил: «Ребятки, милые, пожалуйста, крепитесь, держитесь, победа всё равно будет за нами!»
Мы хоть горе, хоть беда – всегда пели. Сами сочиняли частушки и пели их и становилось легче. Откуда-то появлялись силы, и мы снова работали…».
телефон для консультаций эксплуатирующей и сервисной организаций при возникновении неисправностей в эксплуатации и при проведении сервисного обслуживания:
8-800-600-09-04